12.11.2009, 04:05
![[Изображение: bank.jpg]](http://www.news.rusrek.com/images/stories/newspaper/45864/bank.jpg)
После года судебных тяжб и политических баталий швейцарские банки «сдали» американским налоговикам своих клиентов. Следом информацию о своих клиентах начали раскрывать и мелкие оффшоры.
В середине августа на маленьком архипелаге Теркс и Кайкос, что в Атлантическом океане в районе Багамских островов, сменилась власть: новым правителем британских заморских территорий стал лейтенант-губернатор Гордон Уисерелл. За несколько месяцев до этого королева Великобритании Елизавета II отменила часть Конституции островного государства, распустила местный парламент и правительство. Премьер и депутаты обвинили королеву и Уисерелла в государственном перевороте, губернатор ответил обвинениями в коррупции, мировые биржи - падением котировок страховых компаний, ведь Теркс и Кайкос - крупный оффшор, которым активно пользуются страховщики. Теперь информация обо всем, что происходит на островах, доступна британским финансовым властям.
Бежать от всевидящего ока налоговиков резидентам Теркс и Кайкос, похоже, некуда: под давлением США, Великобритании, Германии и Франции информацию о своих клиентах раскрывает один оффшор за другим. Так, швейцарские банки уже выдали США и Франции данные о тысячах своих клиентов - французах и американцах. Германская разведка выкрала из банков Лихтенштейна данные на тысячи немцев, а позже Британия и ФРГ вынудили княжество подписать с ними специальное соглашение об обмене информацией. Не дожидаясь санкций, соответствующие соглашения с крупными странами начали подписывать Австрия и Люксембург, а парламент Андорры отменил гарантии банковской тайны для иностранцев.
Похоже, всемирная борьба с кризисом плавно переходит в войну с собственными гражданами и их финансовыми правами.
Налоговые гавани давно мозолили глаза правительствам крупных стран: многие компании и граждане с их помощью уклонялись от уплаты налогов, часто через них проходили капиталы сомнительного происхождения. Но для многих оффшоры были символом свободного капитализма, ведь они давали возможность быстро переводить деньги в любую точку мира, ни перед кем об этом не отчитываясь. В оффшорах клиентам не задавали лишних вопросов, не брали с них лишних налогов и предлагали хороший финансовый сервис.
Модель оказалась столь востребованной, что черты оффшоров стали приобретать вполне благополучные страны: так, в Великобритании любой человек мог легализовать свой капитал, и никто не спрашивал у него, откуда деньги. Благосклонно смотрели западные страны и на оффшорные проделки собственных граждан. Но кризис не оставил от этого благодушия ни следа.
"Из-за кризиса упали поступления в бюджет, и власти страны озаботились сбором налогов с тех граждан, которые укрывают средства в оффшорах, - говорит партнер фирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин. - Например, власти США пытались получить данные об американских клиентах банка UBS уже несколько лет, но именно кризис подтолкнул их к активным действиям".
Правительство США пригрозило заморозить активы швейцарского банка в Штатах, после чего банкиры моментально "сдали" своих клиентов американским налоговикам.
Вслед за банковской тайной прикажет долго жить и практика свободного передвижения капиталов, считают многие эксперты. Раскрытие информации о владельцах средств и их перемещениях - первый шаг к таким ограничениям.
"Борьба за прозрачность оффшоров - это часть реформы мирового финансового регулирования, - говорит директор Банковского института Высшей школы экономики Михаил Солодков. - Именно отсутствие контроля за финансами привело к тому, что по миру гуляют огромные потоки капитала. Если учесть не только собственно деньги, но и ценные бумаги, в первую очередь деривативы, речь идет о суммах в разы больших, чем ВВП любой из стран. Во многом эти деньги проходят через оффшоры.
Раньше за раскрытие данных о владельцах счетов активно выступали европейские страны - Франция и Германия, а США почти полностью игнорировали проблему. Позиция США изменилась с приходом нового президента: он не считает банковскую тайну абсолютной ценностью. Республиканцы в ответ называют его социалистом и фашистом, но поделать ничего не могут: банковской тайны в привычном виде больше нет".
digest-news.ru