24.03.2011, 06:47
Легислатура Юты недавно приняла 2 законопроекта, они составили основу нового иммиграционного закона, подписанного на этой неделе губернатором Гэри Гелбертом.
Судя по всему, уже вскоре будут поданы иски, призванные остановить его реализацию. В этом уверены не только представители обеих сторон, как приверженцев жесткой линии, так и либералов, но и конгрессмен штата республиканец Стефен Сэндстром, разработавший закон, предусматривающий наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями по установлению иммиграционного статуса задержанных.
В то же время законодатели Юты одобрили и альтернативное решение – проект, разрешающий властям штата выдавать разрешения на работу нелегалам, если те не совершали уголовные преступления, заплатили штраф в размере до $2,5 тысячи и выучили английский.
На пути реализации такого *а могут встать не только иски, но и позиция губернатора-республиканца Гэри Херберта, которому придется добиваться согласия федерального правительства, поскольку национальное иммиграционное законодательство считает преступлением преднамеренный прием на работу нелегалов. В приложенной ко второму закону аналитической записке сказано, что вероятность его отмены весьма высока, поскольку он предусматривает наделение местных властей некоторыми полномочиями федеральных органов, а суд может счесть это неконституционным.
Если же власти штата вознамерятся реализовать это предложение, встречный иск готов направить Рой Бек, исполнительный директор организации NumbersUSA, выступающей за ограничение не только нелегальной, но и даже легальной иммиграции. По его словам, речь идет о правилах функционирования всей системы контроля за въездом в страну.
Автор закона – конгрессмен-республиканец Билл Райт – считает, что центральное правительство, наоборот, должно предоставить штатам больше полномочий для решения иммиграционных проблем и активнее сотрудничать с местными властями. «Это предложение не провоцирует конфликт между нашим штатом и Вашингтоном, – заявил он. – Оно может стать платформой для обсуждения решений».
Предложение Райта явно более компромиссно, чем его коллеги Сэндстрома. Проект последнего исполнительный директор отделения American Civil Liberties Union в Юте Карен МакКрири назвала лишь немного смягченной версией закона, принятого в Аризоне (так называемого SB 1070).
Впрочем, сам законодатель это и не отрицает, отмечая лишь, что смягчил некоторые положения, из-за которых SB 1070 был опротестован в суде министерством юстиции. По мнению Вашингтона, положение, по которому офицеры полиции обязаны установить иммиграционный статус задержанного, если есть обоснованное подозрение, что он находится в стране нелегально, является вмешательством в права федерального правительства.
В результате введение в действие SB 1070 было приостановлено, и чтобы проект Сэндстрома не постигла та же участь, он ввел дополнительное условие: проверка иммиграционного статуса должна быть осуществлена полицией только в том случае, если остановленного или задержанного подозревают в совершении уголовного преступления или серьезного административного правонарушения.
Сэндстром отметил, что не стал прописывать в законе жесткие условия только ради того, чтобы его проект не вызвал нареканий со стороны федерального правительства. Но, несмотря на это, он, как и его аризонские коллеги, считает, что подобные законы не приведут к вмешательству полиции в сферу ответственности центральных властей, а лишь позволят ей оказывать им помощь в реализации иммиграционного законодательства.
Намерения, безусловно, благие, однако пока это лишь в теории. Практика же показывает, что в Юте решили повторить «аризонский эксперимент», пусть и в более мягкой форме.