Экономические стимулы и социальная помощь
Принятый Конгрессом и подписанный президентом Б. Обамой 17 февраля 2009 года Закон о стимулировании экономики (The American Recovery and Reinvestment Act of 2009 - "ARRA" или "Recovery Act") внёс ряд существенных изменений в социальные программы, руководимые Министерствами сельского хозяйства, здравоохранения, энергетики и Администрацией соцобеспечения (SSA).
«Русская Реклама» в предыдущих номерах уже рассказывала о мероприятиях Закона ARRA по увеличению размера продовольственной помощи и расширению числа её получателей.
Положения Закона ARRA, относящиеся к государственным медицинским программам Медикейд и Медикер, требуют самостоятельного анализа и мы рассмотрим их в отдельной статье.
Здесь же мы остановимся на нормах нового закона, которые включают изменения в правилах и уровне финансирования таких программ, как велфэр, помощь по уходу за детьми, взыскание алиментов на детей, налоговый кредит и др.
Велфэр. Федеральный закон о реформе велфэра от 22 августа 1996 года установил новый принцип финансирования программ денежной помощи: если раньше велфэрные программы получали федеральные ассигнования практически без ограничений, в расчёте на имеющееся в штате количество велфэрных клиентов, то с 1996 года средства из центрального бюджета на программу TANF стали выделяться в виде фиксированного блок-гранта в размере $16,5 млрд в год. Эта сумма до сих пор остаётся неизменной, хотя число получателей Public Assistance с тех пор уменьшилось почти вдвое. Штатам разрешено расходовать её на вспомогательные нужды: профессиональную подготовку велфэрщиков к труду, субсидии на оплату ухода за детьми, транспортную и жилищную помощь, т.е. мероприятия, способствующие переходу этих людей на оплачиваемую работу.
Закон 1996 года учредил также резервный фонд для непредвиденных расходов (Contingency Fund) в размере $2 млрд, для оказания штатам помощи при увеличении числа велфэрщиков в случае рецессии, как это и произошло в 2001-2002 годах. Помощь из этого фонда уже в последние полгода получили некоторые штаты, не справляющиеся с притоком нуждающихся в начале нынешнего экономичекого спада.
Закон ARRA, оставив федеральный блок-грант в размере $16,5 млрд без изменений, создал новый фонд чрезвычайных непредвиденнных расходов (Emergency Contingency Fund) в сумме $5 млрд, рассчитанный на 2 года. Часть этого фонда (до 80%) штатам разрешено использовать в 2009-2010 гг. для покрытия возросших расходов на базовую велфэрную помощь, связанную с ожидаемым притоком клиентов, а также на расширение программ по их трудоустройству.
В отличие от медстраховки, потребность в которой у людей чаще всего возникает сразу же посте утраты работы и медбенефитов, вынужденный перехoд на велфэр происходит, как правило, довольно долгое время спустя - сначала в какой-то мере выручает пособие по безработице и человек занят поиском новой работы, затем исчерпываются имеющиеся накопления, и только потом, в самом крайнем случае, приходится прибегать к помощи государства. Именно поэтому прирост велфэрного населения и использование чрезвычайного резервного фонда в большинстве штатов эксперты ожидают к концу текущего года, если ситуация в экономике не улучшится.
Помощь в оплате ухода за детьми (child care). В стране каждую неделю 12 млн детей до 5 лет., т.е. почти две трети всех малышей, посещают разные виды детских учреждений. Дети работающих матерей проводят в детсадах среднем 36 часов в неделю, это стало частью повседневной жизни миллионов американских семей. Надёжное, здоровое и безопасное место ухода за ребёнком (child care) даёт родителям возможность успешно и спокойно работать.
В стране более 2 млн детей на child care пользуется субсидиями, из них 27% - дети до 3 лет, 36% - от 4 до 6 лет, 35% - от 7 до 13 лет. Одной из форм правительственной помощи нуждающимся семьям в оплате услуг child care являются программы субсидирования оплаты этих услуг, на это правительство выделяет миллиарды долларов. Помощь в оплате child care oбеспечивается через две главные федеральные программы: основной источник - Child Care and Development Fund (CCDF), блок-грант, предназначенный для помощи малообеспеченным работающим семьям, в 2009 году он равен $5 млрд, дополнительный источник финансирования - упомянутый выше блок-грант велфэрной программы TANF.
Программа Child Care Assistance предоставляет субсидии на оплату детских учреждений малоимущим семьям с детьми от их рождения до 13 лет, а также с детьми до 19 лет, если эти дети не могут сами заботиться о себе по причине психического или физического состояния.
Такие семьи получают услуги за плату по скользящей шкале, в зависимости от их дохода и состава.
Субсидии из фонда CCDF получают семьи, чей доход не превышает 85% медианного дохода в данном штате (в Нью-Йорке он примерно равен федеральному уровню бедности). Однако штаты вправе устанавливать для этого более льготный лимит, а также самостоятельно определять исключаемые из учёта источники дохода.
Закон ARRA выделяет вдобавок к имеющимся ассигнованиям в фонд CCDF ещё $2 млрд., что обеспечит помощью дополнительно 300 тысяч детей из мало и среднеобеспеченных работающих семей.
Кроме того, новый Закон о стимулировании экономики пополняет фонды таких важных детских программ, как Head Start и Early Head Start, выделив на них соответственно $1 и $1,1 млрд., что позволит включить в эти программы ещё 110 тысяч детей из семей с низкими доходами, а также создать около 50 тысяч рабочих мест для учителей и воспитателей.
Детский налоговый кредит (Child Tax Credit -СТС) в размере до $1 тыс. на одного ребёнка предоставляется семьям с детьми до 17 лет. Закон о стимулах существенно расширяет доступ к этим субсидиям: временно в течение двух лет семья может получать этот кредит при заработанном доходе в $3 тыс. По прежним правилам, этот кредит предоставлялся семьям только при доходе от $8500 и выше в 2008 году и от $12550 в 2009 году. При превышении этого порога семья получала лишь малую сумму кредита. По расширенному СТС семья с двумя детьми может получить полную сумму кредита, если она заработала за год $16333 и более.
Реализация этого положения закона будет стоить федеральному бюджету $14,8 млрд.в течение двух лет. Подсчитано, что эту помощь получат 13 млн. детей из малооплачиваемых американских семей, она поможет удержать 1 млн. детей от попадания за черту бедности.
Налоговый кредит на заработанный доход (Earned Income Tax Credit - EITC). Эта программа особенно эффективна в нынешних условиях глубокого экономического кризиса и роста безработицы. В 2008 году средний бенефит EITC на семью получателей составил около $2400. Для семьи с двумя детьми и одним кормильцем, работающим полное время на минимальную зарплату, эта сумма добавляет почти одну треть к его годовому доходу.
Закон ARRA временно - на два года - вводит дополнительную категорию получателей льготного кредита EITC: малоимущие семьи с тремя и более детьми. Для них кредит составит до 45% их заработанного дохода. Прежде они наравне с другими семьями с детьми получали до 40% дохода. За счёт этой добавки многодетные семьи смогут увеличить свой бюджет на $600.
Взыскание алиментов на содержание детей (Child Support Enforcement - CSE) - одна из наиболее эффективных правительственных программ помощи нуждающимся семьям. 17 млн. американских детей, т.е. каждый четвёртый ребёнок, получают деньги на своё содержание от не проживающих с ними родителей, в основном, от отцов. Алименты на детей составляют до 30% дохода бедных семей, что удерживает большинство из них от перехода на велфэр. В целом, федеральный и штатные бюджеты расходуют на программу $5,6 млрд., а собирают алиментов на сумму более $26 млрд. в год, т.е. каждый потраченный доллар приносит отдачи в пять раз больше. Средний размер алиментных платежей - около $4 тысяч в год.
До принятия в 2006 году федерального Закона о сокращении бюджетного дефицита (The Deficit Reduction Act - DRA) много лет действовало правило, согласно которому, 20% фондов программы CSE направлялось на поощрение штатов, достигших наибольших успехов во взыскании алиментов. Закон DRA отменил это правило и сократил фонды программы на эти 20%.
Новый закон о стимулировании экономики ARRA временно - на два года - приостановил действие этого запрета, добавил в фонд программы дополнительно $1 млрд. в течение двух лет. В результате, штату Нью-Йорк, ставшему чемпионом страны по взысканию алиментов ($1,7 млрд за 2008 год), достанутся добавочные $101 млн., которые пойдут на такие мероприятия, как материальная поддержка брошенных ребят, поиск беглых отцов и принуждение их к содержанию своих детей, установлению отцовства и т.п.
Жилищная помощь и помощь в оплате энергии. Закон АRRA выделил Министерству жилищного развития (HUD) дополнительные фонды в сумме $8 млрд., которые будут использованы на программы помощи малоимущим владельцам домов (квартир) и их арендаторам; предотвращение и сокращение бездомности; на проведение капитального ремонта жилого фонда для малоимущих, замены устаревшего лифтового хозяйства и др. Отдельно выделено $100 млн. на программу борьбы со свинцовым заражением.
|