Создать ответ 
 
Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

“Длинный прыжок” мимо цели

Автор Сообщение
rusrek_v Не на форуме
Ветеран
*****

Сообщений: 2264
Зарегистрирован: 05.11.2009
Рейтинг: 0
Сообщение: #1
“Длинный прыжок” мимо цели
[Изображение: prig.jpg]
Супругов Геворка и Гоар Вартанянов даже спустя многие годы после завершения их активной деятельности считают самой результативной семейной парой нелегалов в истории современной разведки.

Когда еще в советское время в ЦК Компартии были поданы документы на присвоение Геворку Вартаняну звания Героя Совет­ского Союза, там сказали: “Конечно, Геворк Андреевич — человек достойный, но все же не надо преувеличений, пожалуйста, напишите правду. Не может же один человек совершить все, что тут изложено”...

Кстати, Указ о присвоении этого высокого звания в целях конспирации был выписан на другую фамилию. Вручали Геворку “Золотую звезду Героя” и его жене орден “Красного знамени” не как положено, в Кремле, а на конспиративной квартире. И рассекретили их только в недавнее время. Но достоянием гласности стал лишь тот отрезок деятельности супругов, который связан с Ираном, в частности, с исторической Тегеранской конференцией “Большой тройки” Сталин — Рузвельт — Черчилль в ноябре-декабре 1943 года.

Именно во многом благодаря Вартанянам тогда было предотвращено покушение на лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции, которое по личному поручению фюрера готовила нацистская разведка. А после Второй мировой войны они еще несколько десятилетий вели полную опасности работу в качестве нелегалов. Иначе говоря, под вымышленными именами и с другими гражданствами в ряде зарубежных стран уже в условиях “холодной войны”. Но эта тема в их биографиях пока, а может быть, и навсегда, остается под строжайшим секретом, который они свято соблюдают.

Итак, лето 1943-го. Через несколько месяцев в иранскую столицу должны прибыть лидеры Советского Союза, США, Великобритании. В повестке дня предстоящих переговоров — важнейшие проблемы взаимодействия трех стран в борьбе с гитлеровской Германией, и в первую очередь вопрос об открытии второго фронта. Спецслужбы трех стран-участниц озабочены тем, как наиболее надежным способом обеспечить в Тегеране безопасность руководителей “Большой тройки”. Тем более что в Москве стало известно: гитлеровцы готовят покушение на главных участников встречи.

Первый сигнал об этом поступил из белорусских лесов, где действовало прославленное партизанское соединение Дмитрия Медведева. Столь сверхценную информацию передал в отряд отважный разведчик-нелегал Николай Кузнецов, который в нацистском тылу успешно перевоплотился в немецкого офицера Пауля Зиберта. Ему удалось подружиться со штурмбанфюрером СС Ульрихом фон Ортелем, а тот по пьянке проболтался щедрому другу Паулю о *ируемой в Тегеране операции под кодовым названием “Длинный прыжок”.

В ее подготовке был задействован и сам эсэсовец. А ведущая роль в ней отводилась известному головорезу, мастеру по выполнению особых заданий нацистского руководства оберштурмбанфюреру СС Отто Скорцени. Именно этот любимец фюрера в 1934 году во время неудавшегося пронацистского путча в Австрии организовал убийство канцлера Дольфуса, а в 1938 году руководил арестом австрийского президента Микласа и канцлера Шушнига, после чего нацисты оккупировали страну. В дальнейшем на его счету было вызволение из-под стражи смещенного со своего поста и арестованного итальянского дуче Бенито Муссолини, задержание “неверного” союзника Гитлера венгерского диктатора Миклоша Хорти, который, как стало известно в Берлине, вознамерился вступить в сепаратные переговоры с США и Англией. И вот теперь новое ответственное спецзадание, успех которого, как рассчитывали нацистские бонзы, должен был изменить ход войны.

На тот момент усилиями спецслужб Советского Союза и Англии, чьи войска с лета 1941 года были расквартированы соответственно на севере и юге Ирана, была проделана большая работа по ликвидации хозяйничавшей в стране гитлеровской агентуры. Прежний властитель страны Резашах Пехлеви не скрывал своих симпатий к гитлеровской Германии. Но при новом шахе, который был вынужден считаться с изменившимися реалиями, ситуация существенно изменилась.

Тем не менее, в стране, и особенно в Тегеране, по-прежнему действовало немало затаившихся немецких агентов. Это были люди, как правило отлично владевшие местным языком фарси, а кое-кто еще и армянским, так как в Тегеране и других крупных городах были довольно большие армян­ские общины.

Подготовка к операции “Длинный прыжок” шла полным ходом. Неподалеку от города Кум, примерно в 70 километрах от Тегерана, приземлились шесть немецких парашютистов-радистов. На десяти верблюдах они двинулись в направлении Тегерана. Все шестеро были в национальных одеждах, маскировались под торговцев, которые якобы везли на продажу товар в столицу, рассчитывая на обратном пути кое-что прикупить. На окраине Тегерана их поджидал грузовик, в который перегрузили радиопередающие устройства, оружие. В самом городе их ожидала заранее арендованная вилла на центральной улице Назери, неподалеку от советского и британского посольств.

В задачу этой группы входило установить связь с Берлином, наладить контакты с находившейся в стране немецкой агентурой. Непосредственное осуществление террористической акции возлагалось на вторую группу уже во главе с самим Скорцени, которую должны были забросить после получения соответствующего сигнала от первой. Только вот нацисты не подозревали, что едва ли не с момента приземления они находились под контролем советских спецслужб. И в этом особая заслуга Геворка и Гоар Вартанянов.

В биографии наших героев много необычного. Геворк Вартанян родился в 1924 году в Советском Союзе. В середине 30-х годов его отец Андрей Васильевич Вартанян, который был директором маслобойного завода в Ростовской области, выехал с семьей на постоянное место жительства в Иран. Уже тогда он был связан с советской внешней разведкой, эта связь благополучно сохранялась до самого его отъезда из Тегерана в Ереван, куда он вернулся в 1953 году, пробыв в соседней стране два десятилетия.

Находясь в Иране, Вартанян-старший превратился в преуспевающего коммерсанта, обросшего полезными связями в обществе. Продукция его кондитерской фабрики была широко востребована в стране. Отец и свел Геворка с руководителем советской резидентуры ГРУ в Иране, опытным разведчиком Иваном Ивановичем Агаянцем. Побеседовав с юношей, тот дал ему первое задание: создать молодежную группу единомышленников, которые были бы готовы выполнять отдельные поручения старших товарищей.

“И я быстро завербовал семерых ребят, — вспоминал Вартанян, — все примерно моего возраста. В их числе была и привлекательная девушка, сестра моего друга. Ее звали Гоар...”

Пройдет время, и эта девушка станет женой Геворка. А еще много лет спустя, поздравляя с юбилеем Геворка Вартаняна, тогдашний руководитель внешней разведки Евгений Примаков скажет, что Гоар — это самая удачная его вербовка.

Но вернемся к операции “Длинный прыжок”. Пока заброшенные парашютисты передвигались на верблюдах, группа Вартаняна не упускала их из вида. Но перед Тегераном, когда они пересели в поджидавший их грузовик, десантники оторвались от “кавалеристов” — на тот момент в их распоряжении еще не было мобильного транспорта. Но всего через пару дней, рыская по городу, они вычислили виллу, на которой укрылись немецкие “гости”. Это подтвердилось, когда быстро удалось запеленговать нацистские радиопередатчики. Всю группу накрыли. И с этого момента, — говорит Вартанян, они уже работали под “колпаком” нашей и английской разведок, передавали в Берлин информацию, а точнее, дезинформацию под нашу диктовк”у. Но одному из радистов все же удалось передать в эфир условный знак: работаем под контролем. В Берлине поняли, что операция началась с катастрофической неудачи, и посылать основную группу во главе с самим Скорцени на верный провал немцы не решились.

А еще, именно Вартаняны сумели добыть информацию о том, что один из вариантов диверсии против лидеров “Большой тройки” исходит из того, что наиболее уязвимой для теракта является расположенная на отшибе резиденция американского посла. Именно в ней, по протоколу, должен был остановиться Рузвельт. Информация прошла по инстанциям и побудила Сталина настоять на том, чтобы американский президент базировался на территории советской дипмиссии...

Вклад супругов в то, чтобы “Длинный прыжок” не состоялся, оценен и за рубежом. После того как Вартаняны уже были рассекречены, в Москву повидаться с ними специально приехала внучка Черчилля Силия Сандес. Поблагодарив супругов за их вклад в обеспечение безопасности в том числе и ее знаменитого деда и, видимо, унаследовав от него остроту языка, она сказала, имея в виду “Длинный прыжок”: “Они допрыгались!”

Аркадий Бутлицкий
02.02.2011 04:03
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход: