Радио 96.3 FM-HD3



Создать ответ 
 
Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Кто наблюдает за наблюдателями?

Автор Сообщение
rusrek Не на форуме
Модератор
*****

Сообщений: 292
Зарегистрирован: 22.06.2009
Рейтинг: 0
Сообщение: #1
Кто наблюдает за наблюдателями?
Отношения между Конгрессом и разведывательными структурами США всегда были непростыми. Известие о том, что новый директор Центрального разведывательного управления приказал свернуть секретную программу по борьбе с терроризмом, вызвало возмущение на Капитолийском холме в Вашингтоне.

Законодатели утверждают, что им ничего не было известно о ее существовании. Хотя помимо законотворчества одна из важнейших задач Конгресса как раз и заключается в надзоре за деятельностью всех без исключения государственных ведомств.

Эми Зегарт из Калифорнийского университета, занимающаяся исследованиями практики разведывательных служб, указывает, что отношения между Конгрессом и структурами шпионажа в Америке всегда были непростыми:

«Тут сталкиваются интересы двух противоположных направлений. Разведчики задают вопрос: как можно эффективно работать, если от вас постоянно требуют отчета люди, не имеющие реальных представлений о разведывательной деятельности? Законодатели, в свою очередь, говорят: в демократическом обществе законно избранные представители обязаны вести особо тщательное наблюдение за закрытыми структурами с тем, чтобы не допустить злоупотреблений».

И Конгресс, и ЦРУ заявляют, что стоят на страже американских ценностей и гражданских свобод. Разведчики говорят, что они опасаются утечек секретной информации и поэтому вынуждены скрывать какие-то детали. Члены Конгресса воспринимают подобный аргумент в штыки.

Надзор за секретными службами ведется в большинстве демократических государств. Как отмечает Боб Айерс, бывший сотрудник ЦРУ, работающий сейчас консультантом в Великобритании, европейцы более терпимо относятся к завесе секретности:

«В Англии - а она может служить примером в Европе, - все секретные операции ведутся в тайне. Никто о них не говорит, никто не расспрашивает, никто не беспокоится».

В США - иная картина. Здесь закон обязывает президента и разведывательные структуры, особенно ЦРУ, «своевременно» информировать комитеты по разведке Палаты представителей и Сената о проводимых операциях. Когда ЦРУ учреждалось в 1947 году, холодная война уже была в разгаре, и руки у разведывательного ведомства были практически развязаны. Но даже тогда существовал определенный надзор, напоминает Дэвид Баретт, автор нескольких книг о шпионской работе:

«Руководители ЦРУ и президенты признавали - часто с зубовным скрежетом - право небольшой группы законодателей знать хотя бы в общих чертах суть мероприятий, проводимых нашей агентурой за границей».

Причина такого положения была самой прагматичной: Конгресс выделяет на разведывательную деятельность деньги и не может это делать вслепую. Затем возникли дополнительные соображения.

В 70-е годы разразился Уотергейтский скандал, в котором оказались замешаны некоторые бывшие и действующие сотрудники ЦРУ и Агентства национальной безопасности. В ходе расследований выяснилось, что оба ведомства занимались, среди прочего, слежкой за американцами, *ировали убийства иностранных лидеров, испытывали психотропные препараты на ничего не подозревавших людях и совершали иные противоправные действия. Результатом явилось учреждение в обеих палатах Конгресса Постоянных комитетов по разведке.

Несмотря на все эти меры, продолжает Дэвид Баретт, практически при каждой администрации выясняется, что какая-то информация скрывалась от Конгресса: «Законы, конечно, есть. Но если Белый дом или директора разведслужб приходят к выводу, что какая-то информация не должна всплыть, она своевременно не всплывает».

Сейчас раздаются обвинения в адрес администрации Буша о сокрытии некоторых разведывательных программ, в частности, электронного прослушивания. Приводятся слова директора ЦРУ Леона Панетты на закрытом заседании Сената о том, что бывший вице-президент Дик Чейни отдал разведслужбам распоряжение не докладывать Конгрессу об одной секретной программе в рамках войны с террором.

Аналитики, однако, говорят, что эта программа, задуманная в 2001 году после терактов 11 сентября и нацеленная на физическое устранение главарей «Аль-Кайды», не обрела практических очертаний и поэтому не подлежала докладу членам Конгресса.
29.07.2009 05:51
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Chemistry Не на форуме
Новичок
*

Сообщений: 10
Зарегистрирован: 09.07.2009
Рейтинг: 0
Сообщение: #2
Ответ: Кто наблюдает за наблюдателями?
Мне кажется, желание американских законодателей быть в курсе всех операций разведки - утопия и очередная "гримаса демократии". Специфика разведовательной деятельности предполагает определенный уровень секретности - это аксиома.
31.07.2009 08:59
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Wordy Не на форуме
Пользователь
**

Сообщений: 76
Зарегистрирован: 10.07.2009
Рейтинг: 0
Сообщение: #3
Ответ: Кто наблюдает за наблюдателями?
Как только суть операции, проводимой разведывательной службой, становится известной, то ее результаты сразу же сводятся на нет, это же очевидно. Если Конгресс выделяет деньги на операции, то это не значит, что каждый конгрессмен должен быть в курсе любого действия, иметь возможность пообсуждать в курилке с коллегами все нюансы. Достаточно , чтобы был выделен один-два представителя, которые и отвечали бы за то, чтобы операция не выходила очень уж сильно за рамки закона. Чтобы этого не происходило вообще - невозможно по определению, такова специфика работы разведуправления.
31.07.2009 09:03
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход: